Регулятор ввел новые требования для МФО

Российские микрофинансовые организации (МФО) и крупные кредитные потребительские кооперативы с 1 октября должны будут раскрывать наиболее важную информацию о своей деятельности, говорится в сообщении Банка России.

«C 1 октября 2021 года микрофинансовые организации (МФО) и крупные кредитные потребительские кооперативы (КПК) (с численностью не менее 3 тысяч пайщиков) должны публиковать на своих сайтах и по мере необходимости актуализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности. Такие требования для этих участников рынка вводятся впервые», — сказано в сообщении.

Отмечается, что раскрытию подлежат, в том числе, порядок выдачи займов и привлечения денег, контактные данные организации, включая информацию о руководителях, а также сведения о предписаниях, ограничивающих выдачу займов и привлечение денег. Кроме того, МФО и КПК будут обязаны сообщать, куда клиенты могут пожаловаться, если возникнут проблемы, и о возможности направить обращение финансовому уполномоченному.

Новые требования позволят сделать работу микрофинансовых институтов более понятной и прозрачной для потребителей, считают в ЦБ.

«Потенциальные клиенты смогут более осознанно принимать решения о размещении сбережений, а действующие инвесторы МФК и пайщики КПК — активнее участвовать в деятельности компаний и предупреждать возможные злоупотребления со стороны недобросовестного руководства», — добавил регулятор.

В распоряжении NBJ появились первые комментарии участников рынка о новой инициативе Банка России:

Леонид Корнилов, Управляющий партнер финтех-группы «Финбридж» (бренды Деньги сразу, Lemon.online)

Появление требований к раскрытию информации – закономерный шаг со стороны регулятора в части повышения прозрачности рынка. МФО сильно различаются по размеру, структуре активов и бизнес-модели. Большинство крупных и средних игроков придерживаются политики открытости, раскрывая даже большие объемы информации о своей деятельности. Компаниям, работающим с нарушением прав потребителей, станет сложнее работать на рынке.

Такая мера повысит доверие инвесторов и заемщиков к МФО. Теперь важно, чтобы потребители финансовых услуг научились работать с доступной информацией и делать правильный выбор среди надежных микрокредитных организаций.

Юлия Перловская, Директор по правовым вопросам сервиса займов «Ваш инвестор»

Требования Центробанка в части раскрытия информации выглядят разумно – клиент имеет полное право на исчерпывающую информацию о компании, в которую планирует обратиться. Особенно в случае с залоговыми сервисами, когда речь идет о залоге такого ценного имущества, как автомобиль.

Если говорить о реализации предписаний регулятора, то я не думаю, что для крупных, легальных компаний это потребует каких-то усилий. Например, у нас в «Ваш инвестор» уже выполнена большая часть требований: на сайте компании указана полная информация о руководстве, фото, контактные телефоны, есть ссылки на сайт Центробанка, выложены полные правила предоставления займов.  Информация об аффилированных лицах, финансовые показатели деятельности – вся эта информация у нас уже давно находится в открытом доступе.

Ошибочно полагать, что эти нововведения - очередной шаг к «зарегулированию» сферы МФО, напротив — это движение в поддержку микрофинсового рынка, который, кстати, все еще проходит фазу становления, с чем и связано такое буйное нормотворчество в его отношении. Центральный банк России осознает роль МФО как полноценного финансового института и старается регламентировать его работу также, как это уже десятилетиями работает с банками и ломбардами.

 Ссылка на маетриал на сайте "Национального банковского журнала"